Вся цитата вот здесь, а мы из нее возьмем лишь немногое.
1. "Нет, на самом деле этот рухнувший мир (мир до 1917 года - А.К., это примечание
2. Разумеется, в том нормальном, разумно и прочно (как выяснилось, не так уж прочно) устроенном мире не все жили такой нормальной жизнью, как семья Турбиных или профессор Филипп Филиппович. Кое-кому приходилось ютиться в темных и сырых подвалах. И надрываться на грязной и тяжелой работе по двенадцать, а то и по четырнадцать часов в сутки. Но ведь то были Шариковы, которые, как, вероятно, полагал Булгаков, и не заслужили лучшей участи."
Ну что можно на это ответить?
Дорогой Бенедикт Михайлович! Я намного старше и
Вы - литературовед с тогда всесоюзной, а теперь со всероссийской известностью. Скажите пожалуйста, заслужили ли какую-то иную участь те, о которых написал Блок в стихотворении "Фабрика"? А Чехов в не изучаемых в школе рассказах "Моя жизнь" и "В овраге"? А Джек Лондон в "Мексиканце"? А Орасио Кирога в рассказе "Менсу"? Может быть, в последнем американскому менеджеру надо было не бить рабочего-поденщика кнутом, а ограничиться плеткой, или просто его уволить, и "нормальный латиноамериканский мир" тоже бы "устоял"? Были бы креолки в белых платьях, эффективные чилийские менеджеры, лучезарные патио, радужные фавелы, "знающие свое место" негры и пеоны, которые бы пели веселые стихи в честь латифундистов, как крестьяне в "Женитьбе Фигаро" в честь графа Альмавивы.
В 1982 году в к/т "Мир" был фестиваль мексиканских фильмов, и в одном из них была показана жизнь латифундии на Юкатане изнутри накануне Мексиканской Революции 1912. Я хорошо помню этот фильм, но напрочь забыл название. Но поскольку Вы и в киноискусстве ipso facto разбираетесь гораздо лучше, Вы, наверное, можете вспомнить его название. Скажите, пожалуйста, пеоны в этой латифундии тоже "не заслужили лучшей участи"?
Напомнить, чем этот фильм кончается? Латифундию занимает небольшое соединение революционной армии Мексики, и один из офицеров докладывает генералу Луису Эчеверия Альваресу о том, как обращался латифундист с пеонами, и о том, что они убили его незадолго до прихода войск.
-Я был бы очень удивлен, если бы мы застали его в живых. - отвечает генерал.
А теперь зададимся вопросом о том, а почему он так сказал. Посмотревшему этот фильм российскому зрителю ответить на этот вопрос было бы совсем нетрудно. Хотя бы потому, что показанное в фильме положение пеонов очень сильно напоминало положение крепостных крестьян в России. И еще один вопрос - каких, точнее чьих именно? Крестьян Троекурова? Господ Головлёвых? Князя Утятина? Нет, посмотрев этот фильм, на этот вопрос тоже легко ответить - крестьян Салтычихи. И именно поэтому генерал Луис Эчеверия Альварес и ответил так своему офицеру, хотя вряд ли читал Пушкина и Некрасова.