nick_55 (nick_55) wrote,
nick_55
nick_55

Categories:

Об одном высказывании и ответе на него

Сначала будет несколько неожиданная преамбула, только не крутите пальцем у виска. Зададим вопрос: а кто такой Гёте? И ответ: это немецкий естествоиспытатель 18-19-го века, открывший межчелюстную кость у человека, а потом ставший выдающимся государственным деятелем и премьер-министром герцогства Саксен-Эйзенах-Веймар.
И это будет чистейшая правда.

А дальше будет под катом, довольно длинно, с лирическими отступлениями и примерами. Кто осилит, many thanks in advance.)

Начнем сразу с высказывания. Вот оно:
как-то в раннем подростковом возрасте, на второй половине восьмидесятых, от нечего делать и скуки, читал какой-то журнал о кино. И напоролся на "письмо читателей" (помните такой жанр в доинтернетную эпоху?). Письмо меня просто заворожило и ввергло в подавляющий ужас. Оно в общем-то было незамысловато и сводилось к "Да что же это делается! Куда смотрят партия и правительство?! Вот сядешь смотреть кинокомедию, а там титры идут не по порядку, а прыгают. То слева слово появится, то справа, то вообще снизу вылезет! Вопиющее безобразие! Это что за моду взяли советские кинематографисты? Непорядок! Не допустим! Требуем немедленно прекратить! и тд".
Они ТРЕБОВАЛИ. Качали права. Они были вправе и знали свое право. Так вот - СССР не был страной космонавтов и ученых, и уж тем более - рабочих и крестьян. Это была диктатура рутинеров. Это была их земля и их время. Они командовали, определяли повестку и правили бал на каждом шагу: в школе и в очереди за сапогами, у подъезда и на собрании месткома, в семьях и на трибунах. Гнули под себя, ломали карьеры, стригли под ноль.


(C), tessey, выделения автора. А весь пост называется "Совок"

I. И сразу обещанное лирическое отступление. Вот был у нас некий старый-престарый преподаватель истории КПСС, поехала у него крыша, и стал он требовать от студентов ленинские определения всего чего ни попадя. "Ленинские определения диктатуры пролетариата и Советской власти вы и так должны знать, это в учебнике написано, а ну-ка теперь посмотрим, как вы умеете применять ленинские идеи на практике. Вот я укажу вам любую вещь, а вы должны будете дать мне ее ленинское определение!". И поехало - показывает на подоконник - давай его ленинское определение! Семинар проходил в помещении кафедры методики физики, на столе стоит лейденская банка - давай ее ленинское определение! Напился один раздолбай пьяный, получил строгий выговор в деканате - давай ленинское определение пьянства! А я незадолго до этого в читалке смотрел справочник Малкова, и не дожидаясь, с чем он ко мне пристанет, взял и дал ему ленинское определение рефрижератора Гиффорда - Мак-Магона, хотя последний был изобретен много лет спустя после смерти Ленина, в начале 60-х. Мол, это газовая холодильная машина, работающая так-то и так-то. Он попытался взвиться, мол, чем докажете, а я ему достал заботливо припасенного Малкова, нарисовал схему и показал графики. Работает? - Работает. Холод производит с такой-то холодопроизводительностью? - Да. Значит, определение истинное, а поскольку не истинных ленинских определений не бывает, значит, оно вполне себе ленинское. Он пришел в полнейшее состояние О., и на какое-то время перестал приставать к народу с ленинскими определениями.*

* - в этом посте мы воздержимся от каких-либо ленинских определений в адрес цитируемого лица.

В 1978 я пошел работать в п/я МЭТП, а чтобы ко мне не приставали со всякой общественной работой, стал у своего нового друга Гарика заместителем. Он был командиром ДНД отдела, а я его замом. Пристанет парторг отдела Владимир Яковлевич, мол, не пора ли нашему молодому специалисту пойти учиться в университет марксизма-ленинизма (щас!:)), а я отвечаю, пардон, дорогой Владимир Яковлевич, не могу, как же я брошу своего любимого командира и перестану помогать ему составлять графики дежурства, ловить пьяниц и дебоширов, и организовывать наш трудовой коллектив на охрану общественного порядка, за что между прочим при 10 выходах в год три дня к отпуску полагается. А если должной организации не будет, то прекрасная часть нашего отдела останется без дополнительных отпусков, и как же ей тогда выполнять поставленные партией задачи по семейному коммунистическому воспитанию собственных чад? Гарик, разумеется, меня всячески поддерживал, и Владимир Яковлевич отступал. И на этом лирическое отступление почти кончается, и спрашивается, а при чем здесь воспоминание о ленинских определениях? А при том, что ДНД нашего п/я должна была взаимодействовать с Советом общественности при ЖЭКе, и некоторые товарищи из этого совета вели себя и изъяснялись точно так же, как это написано курсивом в приведенном высказывании. Только громовое название "диктатура рутинеров" нам с Гариком тогда в голову не пришло, и мы придумали для него несколько более веселое, и как вы увидите ниже, вполне себе ленинское определение "Совет полоумной общественности". Можно было бы использовать и другое прилагательное, но мы пожалели дам из нашей лаборатории.)
А теперь зададимся вопросом: а насколько и всегда ли действенны были эти самые "письма трудящихся" и так ли их боялись, как это можно было бы подумать, прочитав приведенную выше цитату?

1. Для ответа на этот вопрос поедем во времена задолго до рождения автора цитаты (1976, ЕМНИП) - в первую половину 1968-го года, найдем там один из номеров "Огонька" и прочитаем подборку "писем трудящихся" под общим заголовком "Какие мы смотрим фильмы?". Больше всего ругани досталось "Фантомасу", и один из авторов вопрошал "Кто притащил эту дрянь на наши экраны?!". А теперь внимание на результат: летом 1968 на экраны, несмотря на всю ругань, на которую, заметим, никто и отвечать не стал, выходит третья серия "Фантомас против Скотланд-Ярда", и при этом первые две тоже продолжали показывать. Единственная уступка авторам ругани - 3-я серия была сделана дошестнадцатилетней. Я был довольно длинный и пролез в "Дзинтарс", бессовестно обманув контролершу, которая с латышским акцентом спросила "Те-бе у-же есть шест-над-цать лет?". "Ja" - ответил я и спокойно прошел в зал. А вот сестрицу в "Каугури" уже наша русская злая тётка не пустила (пассионарных товарищей/господ попросим не искать в этом крохотном эпизоде русофобию:)), по поводу чего был грандиозный рёв, а когда я ей рассказал про письма трудящихся в "Огоньке", то и трудящимся, и главному редактору "Огонька" тов. А.В. Софронову были даны такие ленинские определения, от цитирования коих мы воздержимся даже спустя и 40 с лишним лет. А в 1973 - 74 все три серии "Фантомаса" опять показали, и было сестре счастье. То есть, результат выступлений трудящихся в "Огоньке" - ноль. Отметим этот факт, и поедем дальше.

2. В Совете полоумной общественности, о коем шла речь выше, особенно выделялся товарищ Козлов. И вот однажды на заседании оного совета товарищ Козлов произнес пламенную речь, опять же, очень похожую на процитированное. Смысл ее состоял в том, что, мол, в нашем совсем распоясавшемся кино слишком много обнимаются, целуются и - о ужас! - даже занимаются "нехорошими излишествами". Куда смотрит общественность, партия, правительство, приструнить, запретить и т.д., и т.п.
Гарик не выдержал и спросил:
-Извините, товарищ Козлов, а как же детей тогда делать?
На что последовал гордый ответ:
-Вот Вы, дорогой Георгий Владимирович, занимаете ответственную должность ведущего инженера и являетесь командиром дружины отдела, а не знаете! Как делать? По-нашему надо, товарищ дорогой, по-ленински, по-коммунистически!

Мы с Гариком пришли в состояние О., а потом Геннадий повез нас на профсобрание на другую территорию. Сидим на профсобрании, а Гарик с удивленным потерянным видом складывает руки - то так, то эдак. Увидел это начальник отдела Александр Борисович и спрашивает:
-Георгий Владимирович, скажите, пожалуйста, что Вас так волнует?
А Гарик отвечает:
-Вы знаете, Александр Борисович, вот мы с Колей и Геннадием были на заседании Совета полоумной общественности, и там товарищ Козлов сказал, что надо заниматься любовью по-ленински и коммунистически. Вот я и пытаюсь представить себе, как это можно было бы сделать..
Начальник лаборатории схватился за голову - "Гарик!", дамы вместе с рабочим классом заржали аки мустанги в прериях Техаса, Владимир Яковлевич состроил было рожу, но ничего не успел сказать, потому что неожиданно вскочил Авенир Семенович, с коим мы недавно были вместе в колхозе, и как заорёт страшным-престрашным хриплым голосом:

-Да наши дружинники во главе с Георгием Владимировичем только за первый квартал поймали восемь пьяных с последующей погрузкой их в вытрезвительную машину, разняли шесть семейных коммунальных драк, усмирили взбесившегося собаковладельца и поймали наизлостного хулигана, который мочился на памятник Грибоедову! И не товарищу Козлову читать нам нотации - мы и так работаем по-ленински и по-коммунистически!

Народ взревел и зааплодировал, а Александр Борисович дипломатично сказал, мол, это было личное мнение товарища Козлова, а Авенир Семёнович правильно все говорит, только если отмечать успехи наших товарищей на уровне парторганизации института, некоторую конкретику можно было бы и опустить..Тем все и кончилось, и вышел товарищу Козлову локальный облом, а в парткоме его никто и слушать не стал. А не локальный? Вот вещал товарищ Козлов, письма писал - а результат? Не то что фильм "Москва - любовь моя" с Юрием Соломиным и Комаки Курихара, но и повторный показ во "Встрече" датской полулегендарной "Красной мантии" начала 70-х с Олегом Видовым в главной роли и весьма откровенными для того времени сценами никто даже и подумал отменять. То есть, вопли и концерты, как в цитате, были - а результат - опять нулевой.

3. А теперь от комедийных локальных эпизодов пойдем на совершенно иной уровень. Кто такой Владимир Осипович Богомолов, и что за роман "Момент истины" ("В августе сорок четвёртого"), надеюсь, никому объяснять не надо. Нет, наверное, в нашей стране человека, который не читал его хотя бы раз. Конечно, с появлением Интернета роман появился во многих сетевых библиотеках, в том числе и на знакомом многим сайте военной литературы militera.lib.ru.
Пойдем на этот сайт и найдем рассказ автора об истории публикации романа. Почитаем повнимательнее, особенно подразделы "Конфронтация", "Правка стиля", "Идеология", "Главный военный цензор Минообороны".
И видим, что Богомолову пришлось спорить отнюдь не полоумным товарищем Козловым и не с авторами писем в "Огонек", а с цензорами МО СССР в генеральских погонах, с Главпуром и КГБ. Разумеется, в этом феномене идеологического запретительства нет ничего хорошего, особенно если задуматься о том, ЧТО пытались запретить. Но чем же все кончилось?
А кончилось результатом перед глазами - публикацией в "Новом Мире" в трех последних номерах 1974, который тогда мгновенно был смыт с прилавков, многочисленными переизданиями и переводами на множество языков мира. Да, "командовали", да "определяли", но только вот даже при противодействии на столь высоком уровне роман вышел.
То есть, и на этом уровне мы видим ту же самую картину - отступление иррационального запретительства, причем не в нынешних, а тогдашних цензурных условиях.

4. И то же самое отражено и в художественных произведениях того же времени - во всем известной "Бриллиантовой руке", например. Вспомним эпизод у объявления о товарищеском суде над "моральным разложенцем", Нонна Мордюкова vs. Станислав Чекан. "Миша? Собутыльник? Не сорвёшь!" - "А теперь снимите.", и удостоверение в нос. То есть, и в этом случае представительница полоумной общественности, практически ничем не отличающаяся от товарища Козлова, отступает перед человеком, который действительно служит государству, а не занимается ерундой.

Но тогда позволительно спросить: получается, что "диктатура рутинеров" не была тотальной и всеобъемлющей? Что она была преодолима - оговоримся, разумеется, не всегда! - и на таком уровне, как в пункте 3? Что Владимир Богомолов, и те, кто помог публикации его главной книги, все же в неизмеримо большей степени достойны "олицетворять СССР", нежели героиня Мордюковой и товарищ Козлов, о коем в наше время вспоминают только странные люди, вроде вашего покорного слуги? Что 280-миллионная страна была в разное время и в разных своих частях слишком велика и слишком различна для того, чтобы ее описание могло быть сведено к процитированному высказыванию?

II. А теперь зададимся еще одним вопросом: а как с этим же феноменом обстоят дела в других странах?

1. Для этого пойдем в гости к израильскому взаимному френду steissd и посмотрим на разные теги его очень большого и давно ведущегося журнала, и среди них найдем тег под не очень хорошо известным в нашей стране названием "Пейсюки". Чтобы не пересказывать содержание нескольких постов, сразу поставим все точки над i и напишем, что "Пейсюки" - это ультраортодоксальные последователи иудаизма, которые:

-ненавидят обычных израильтян и постоянно устраивают против них провокации, особенно по субботам;
-отрицают само право на существование государства Израиль и регулярно вылезают с плакатами "Down with the State of Israel!" - об этом задолго до Инета и знакомства с френдом я прочитал в журнале "Новое время" в 80-е в статье Марины Шакиной;
-принципиально не служат в израильской армии;
-принципиально не платят никаких налогов государству;

То есть, перед нами совершенно новая, принципиально отличная от прошлой советской, разновидность полоумной общественности, которая враждебна и государству Израиль и большей части его общества и злостно и демонстративно нарушает основные законы государства - в первую очередь, израильский закон о всеобщей воинской обязанности, который, как известно, весьма строг и обязывает служить в армии и женщин.
Но вот почему-то израильские прокуроры и следователи не привлекают пейсюков к ответственности за злостное уклонение от службы в ВС и неуплату налогов. Почему же так происходит? Потому что пейсюков не так мало, они представляют собой группу, с которой считаются все основные политические партии Израиля, и, таким образом, пейсюки обеспечивают себе привилегированное положение. Вдумайтесь - взбесившиеся и обнаглевшие ортодоксальные идиоты имеют привилегированное положение в государстве, которое они принципиально отрицают! Если что-то не так пересказано, френд steissd поправит.
Ну вот вы прочитали это, и, что, теперь кто-то надменно изречет через губу, что "Израиль - это диктатура пейсюков"? Мне кажется, что в ответ на оное изречение нормальные израильтяне самых разных политических убеждений и с самым разным отношением к религии могут запросто врезать по этой надменной роже и будут совершенно правы.
Как СССР нельзя сводить к товарищу Козлову, так и Израиль нельзя сводить к пейсюкам, хотя по сравнению с товарищем Козловым случай гораздо более тяжелый. Как это преодолеть, разумеется, когда-нибудь решат сами граждане Израиля.

2. А теперь в США отправимся. Пойдем в ЖЖ к пользователю lbertarian, который, очень-очень-очень мягко говоря, не отличается особыми симпатиями к СССР и нынешней Российской Федерации. Попробуем полностью абстрагироваться от этих особенностей его системы взглядов и найдем его давний пост, аж за 13 мая 2006 года, который называется "Гомопропаганда на марше".

"Голубые» ученики и лесбиянки-ученицы страдают от социального отчуждения и высокой процента самоубийства. Чтобы им помочь, им надо дать больше положительных «примеров». Посему сенат штата Калифорния проголосовал за то, чтобы школьные учебники обязаны включать в себя исторический вклад гомосексуалистов в американскую историю.
Спонсор законопроекта сенатор Шила Куль (на фотографии): «хотя 7 лет назад мы и утвердили закон против преследования, очевидно, что до сих пор геи и лесбиянки находятся во враждебной среде – включая детей, которых считают геями и лесбиянками. И все потому что нет положительных примеров.»


Почитаем комменты к этому посту, и посмотрим, что отвечает автор людям, не очень знакомым с реалиями США:

1. Дело в том, что самый густозаселенный район в ее округе – это West Hollywood, или одно из крупнейших скоплений пидорья в Америке, так что там она «своя» и конечно же они не пожалеют ни бабок ни времени, чтобы ее продвинуть.


2. Вопрос был о том, как среагируют авторы потенциальных учебников. И ответ:

авторы учебников НЕ взбунтуются. Учебники уже либеральнее некуда. Да и бабки за них платят НЕмереные. Частные школы... да, у них больше выбор. Но кто преподает в частных школах? выпускники тех же самых либеральных педвузов (просто в частных преподают отличники, а в государственных - троечники). единственные, кто на это не клюют - это религиозные школы, но там своих тараканов хоть отбавляй. Вообще образование - это самая большая слабость Aмерики, к-рая заставляет меня предрекать этой стране мрачное будущее.


Будет ли будущее Америки "мрачным", как написано, из Москвы судить, разумеется, трудно, но вот отметить одну вещь можно - в отличие от все тех же товарища Козлова и героини Нонны Мордюковой, коим выше ЖЭКа ничего не светило, американская полоумная общественность восседает в сенате одного из самых больших штатов США и пропихивает там пропедерастические законы. Впрочем, у нас сейчас тоже полна чудес могучая природа, хотя мы до подобных высот еще не дошли - кто хочет, может пойти в гости, например, к френду wolfschanze и прогуляться по тегу "Долбодятлы".

3. А может ли американская полоумная общественность вылезти на еще более высокий уровень? Теоретически да, а что будет на практике, пока никому не известно. Пойдем теперь в гости к другому пользователю из США, dandorfman, который, насколько можно судить, придерживается консервативной системы взглядов и голосует за республиканскую партию, и почитаем вот этот его январский пост:


В общем, глаза разбегаются, а одного, кто был бы явным лидером [среди республиканских кандидатов - N-55], нет. Нет ни в моем сознании ни в реальной жизни.
Результат?
Почти наверняка, проигрыш. Они будут мочить друг друга, а не Хиллари. Хиллари на последнем этапе останется только использовать то, что наговорили друг против друга сами республиканцы. Да и в глазах избирателя все они будут выглядеть только как люди, каждый из которых тянет одеяло на себя.
Короче, все в говне, но тут вхожу я (Хиллари Клинтон) в белом фраке. Говорю, что только я - патриот думающий о стране, а не о личном и... легко побеждаю.
Обама, по сравнению с фанатично тупой левой либералкой Хиллари Клинтон, образец разума и сдержанности. Хиллари запросто может отдать приказ бомбить Иерусалим, за то, что упрямые евреи ее не слушаются и не подписывают мирные соглашения с арабскими бандитами на условиях ликвидации Израиля.
Более того, она может запустить в Черное Море ракетные крейсера и отдать приказ бить томагавками по Донецку и Луганску из Черного Моря.
Хиллари, это реальная, а не холодная Мировая Война, вот что такое Хиллари. Ее муженек, кстати отдал приказ бомбить Белград. И только слабость России тогда не привела к Мировой Войне. Сейчас это может второй раз не повториться и последняя война в истории Человечества, а вместе с нею и конец Человечества, благодаря Хиллари, может начаться. Разумеется, это еще и крах американской экономики, даже если война не начнется. Она будет в отличие от Обамы строить социализм не на словах, а на деле. Ее надо остановить, но кому? Республиканцы собираются останавливать друг друга. В общем, "горе от ума".


Насчет того, что Клинтонша будет "строить социализм" есть некоторые сомнения, а так можно сказать, что дистанция между представителями нашей прошлой и нынешней американской полоумной общественности, как видно из цитаты, может быть еще больше.

А теперь зададим вопрос даже не цитируемому пользователю из США, а самим себе: при всех нынешних, скажем прямо, конфронтационных отношениях между США и РФ, сводИм ли образ США единственно к вконец офигевшей пропедерастической сенаторше из Калифорнии, "фанатично тупой" либералихе гораздо более высокого уровня, всем известному светилу дипломатической мысли, недавно отправившемуся в декретный отпуск, и сенатору Маккейну?

А если мы скажем, что нет, не сводИм, что, например, Дж. У. Гиббс, Марк Твен, Уильям Джей Смит, Джон Роберт Шриффер и Франклин Рамон Чанг-Диас в качестве некоего собирательного образа США для нас более предпочтительны, то тогда, с учетом написанного выше об Израиле, позволительно задаться новым вопросом: если образы этих стран нельзя свести к представителям полоумной общественности, имеющим куда большее влияние и власть, чем их аналоги в СССР, то как же тогда образ СССР можно сводить к этим аналогам?

Может быть, при всех сложностях, образ СССР - все-таки не товарищ Козлов, не "фантомасоборцы" и не управдомша Мордюковой? Как насчет тех людей, миллионов, ушедших навсегда, и немногих, ныне пребывающих с нами, благодаря которым мы будем вскоре отмечать самую главную приближающуюся дату и вообще имеем возможность жить на свете? Как насчет таких разных людей уже нового времени, как тот же В.О. Богомолов, спортсмены нашего вида спорта Н.Н. Волков, Ю.В. Гранильщиков, Н.П. Никонова, ученые геоботаник О.Е. Огаханянц и физик Б.И. Веркин, пилот памирского авиаотряда Игорь Иванов (ни один поисковик не находит) и детский доктор-ревматолог Л.А. Белкина, рассказ о которой обязательно будет вытащен из моего прошлого журнала? Не кажется ли вам, читатель, что эти люди имеют несколько большее право на то, чтобы образ СССР ассоциировался именно с ними?

Ну и напоследок еще об одном человеке, который, возможно, знаком давним френдам по прошлому ЖЖ. Это автор книги "Понятия и основы термодинамики" (М., "Химия", 1970) Исаак Рувимович Кричевский (ум. 1993), который более 60 лет преподавал термодинамику в ГИАПе и других институтах. В годы войны он работал в военно-промышленном комплексе, использовал свои огромные знания по химической термодинамике в производстве взрывчатых веществ и в 1943 был удостоен Сталинской премии. Эта книга написана так, что люди, не имеющие отношения к термодинамике и вообще к физике, не могут оторваться от нее, при всех сложных формулах - проверено на историках, филологах и биологах. Когда я восстановлю цитатник, в нем будет не одна цитата из этой книги. А сейчас самая первая:

"Намерением автора было написать книгу о живой термодинамике, а не свод аксиом и выводов из них. Автор стремился показать хоть в малой степени, что и творцы термодинамики - философы и стеклодувы, математики и врачи, физики, химики, инженеры и безыменные рабочие - тоже были живыми людьми" (С)

Автор этого ЖЖ всегда помнит об этой книге и этой цитате. Он также считает, что встреченные им в разное время люди этих и других профессий тоже были живыми и в подавляющем большинстве далеко не самыми плохими людьми. И страна, где они жили, при всех сложностях и тяжелых периодах своей истории, принципиально не представима в образе некоего "мордора" и "диктатуры рутинеров", несмотря ни на какие вопли креативно-освободительной общественности, светил альтернативного сценаризма, монархонутых неолатифундистов, бьющих подростков ногой по лицу, новых кандидатов в ВПЗР у которых неизвестно, что раздувается быстрее - то ли толстая самодовольная морда, то ли ЧСВ, и прочих пассионарных личностей разной ориентации. И она также заведомо не описывается тем крайне поверхностным, предвзятым и несправедливым высказыванием, ответом на которое является этот пост.

Еще раз пардон, что он получился таким длинным:)
Subscribe

  • Чуть-чуть дыбра:)

    Я никуда не делся, просто характер работы несколько поменялся - даже в выходные пришлось вылезти и крутить винты и гайки - это вместо леса и общения…

  • Пост 4-летней давности с добавлениями

    200 лет со дня рождения Шарль Бодлер (9 апреля 1821 - 31 августа 1867), если кто не узнал. И дальше... Стихотворение "К читателю",…

  • "Порфирио-", гео- и прочий дыбр:)

    1. Идем в гости к френдессе Наде и читаем очередную найденную ею блистательную новость. Ну что можно сказать?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Чуть-чуть дыбра:)

    Я никуда не делся, просто характер работы несколько поменялся - даже в выходные пришлось вылезти и крутить винты и гайки - это вместо леса и общения…

  • Пост 4-летней давности с добавлениями

    200 лет со дня рождения Шарль Бодлер (9 апреля 1821 - 31 августа 1867), если кто не узнал. И дальше... Стихотворение "К читателю",…

  • "Порфирио-", гео- и прочий дыбр:)

    1. Идем в гости к френдессе Наде и читаем очередную найденную ею блистательную новость. Ну что можно сказать?…