nick_55 (nick_55) wrote,
nick_55
nick_55

Categories:

О статье юного цивилизованного господина,

..которая сильно не понравилась взаимному френду Григорию, sirjones. Почему именно не понравилась, вопросы, соответственно к Григорию, если он, конечно, пожелает на них ответить. А мы выделим только 2 момента, причем в обратном порядке, только сначала надо сказать, что статья - критика фильма "17 мгновений весны". В самом по себе этом факте ничего особенного нет - любое произведение можно критиковать, а фильм о Германии 1945 года, наверное, может критиковать человек, длительное время живущий и работающий в Германии.

А теперь два момента, точнее цитаты из статьи.
Момент 1.
Я понимаю, что в Советском Союзе никто не говорил на иностранных языках, и Семенов мог впаривать зрителям любую чушь об особенностях говорения на них..

Ну что можно сказать? Наверное, что между величиной достаточно малой и тождественно равной нулю все-таки есть некоторая разница. И, наверное, позволительно задаться вопросом - говорят ли что-нибудь германисту с ученой степенью имена А.Л. Пумпянского, И.Н. Гальперина, Н.М. Демуровой, М.С. Розенберга, Л.А. Смирновой и еще множества людей, инициалы которых я сейчас с ходу просто не вспомню? А без инициалов называть неудобно - раз Розенберга, во избежание ненужных протуберанцевых взвивов, назвал с инициалами, значит и остальных тоже надо называть с ними. Все эти названные люди, получается, "никто"?:) Книга первого из названных "Чтение и перевод английской научно-технической литературы", выдержавшая, начиная с 1966 несколько изданий, для "никого" написана? И разговорник по ядерной физике Л.А. Смирновой тоже для "никого"?:) Не было в СССР физиков-ядерщиков и физиков других специальностей и не фига было для них пособия по английскому языку сочинять?:) Пойду спущусь этажом ниже и обрадую коллегу, что его "нету" - "никто", значит, "никто". И В.Я. Сидоров свой маленький, но очень ценный для понимающих словарь по тепломассобмену тоже для "никого" писал? Вот не знали советские теплофизики, в соответствии с вышеприведенной цитатой, иностранных языков, и их вообще не было - Стыриковича не было, Христиановича не было, Леонтьева не было, Шпильрайна, Шейндлина и Кириллина тоже не было. Откуда, правда, тогда взялись газовые и паровые турбины, парогенераторы, теплообменники и прочие вещи, без коих никакая ТЭЦ работать не будет, и в розетке, от которой будет питаться компьютер любого желающего читать статью юного цивилизованного господина, будет не 220 В, а ноль. А как же мы тогда о ней узнали?:)
И не надо мне тыкать в очередной раз в морду - "ты метафор не понимаешь", "ты к словам придираешься", "ты неоправданно используешь прием reductio ad absurdum" и т.д. Во-первых, исходный тезис такой, что никакого reductio не надо:) А потом зададимся вопросом - если в СССР действительно никто не знал иностранных языков, то кто же тогда в МГУ (а не в Гарварде!) научил юного цивилизованного господина 1980 года рождения так хорошо говорить по-немецки и по-английски? Люди только примерно 1975 года рождения?:) Но, пардон за логику известной из классики пассионарной дамы, а их кто тогда научил, если в стране, где они жили, "никто не говорил на иностранных языках" (С) - еще раз с удовольствием процитируем:) Ну и предоставим читателю разгадывать сей феномен дальше самостоятельно.

Момент 2, оттуда же. Нет, все глубже. Главный эстетический стержень фильма – это черно-серебряная униформа героев-эсэсовцев. Именно эта черная униформа до сих пор определяет садо-мазо-мечты российских поклонников чекистов. Именно с этого фильма в СССР пошла эстетизация нацизма. Однако проблема в том, что черную БДСМ-униформу СС носили только до 1935 года. В 1935 году форма была заменена на мышино-серую, а в 1937 – на форму «полевого серого» цвета, практически идентичную вермахтовской. Разумеется, с двумя погонами, а не с одним..
Вот тут уже вполне можно обойтись без приемов из пункта 1, а, оставив за кадром эмоциональные рассуждения о "поклонниках", признать - да, так и есть, эта форма действительно была отменена до Второй Мировой войны. Ну, и что дальше - лапы кверху будем поднимать? Нет, зададимся еще одним вопросом -а в каких еще фильмах о ВМВ, кроме "17 мгновений весны", показаны эсэсовцы в этой же черной форме? Ответы можно дать сразу, без поисковиков.

СССР, с ходу, как минимум 2:
1. "Щит и меч", совсем недавно gunter_spb вспоминал литовского артиста Альгимантаса Масюлиса и у себя в посте привел кадр из этого фильма, где Масюлис как раз в такой форме.
2. "Полонез Огинского" - эсэсовцев там играют тоже прибалтийские артисты Олев Эскола и Ольгерт Шалконис - и оба в той же самой форме.
Но только ли СССР? Нет, конечно:
Франция:
3. "Большая прогулка", генерал СС - в черной форме. Но это комедия, а есть и серьезные фильмы.
4. "Пир хищников", режиссер Кристиан Жак, примерно 1966. Офицер СС - в черной форме.
5. "Старое ружье", где-то первая половина 70-х, один из эсэсовцев - в той же самой форме.
Англия:
7. "Переход", у нас показан где-то в районе 1978, в роли офицера СС - Малькольм Мак-Доуэлл и в той же самой форме.
США:
8. "Подставное лицо" - фильм о жизни американских артистов в эпоху маккартизма, показ у нас - примерно конец 70-х. В фильме показана сцена репетиции спектакля о ВМВ, и опять эсэсовцы в черной форме.
ФРГ:
9. "Берлингер", ФРГ, у нас показан один раз на фестивале фильмов ФРГ в 1976 - о жизни немецкого авиационного (?) изобретателя при нацистах. Эсэсовец в черной форме есть.
10. "Каждый умирает в одиночку", "Jeder stirbt fuer sich allein" - одна из экранизаций знаменитого романа Ганса Фаллады, который (см. п. 1) изучали в том числе и в советских немецких школах. А теперь посмотрим трейлер:

Пардон, что длинный и без англ. субтитров - другой не находится. Смотрим внимательно, начиная с 3.25. И видим все то же самое. Время действия романа и фильма - примерно 1942 - 1943

То есть, имеем: аналогичная, да, вполне справедливая претензия может быть предъявлена, как минимум 10 другим произведениям, и 8 из них - не советского происхождения. Но в цитируемой статье она предъявлена только одному произведению. А в то, что германист с ученой степенью ничего не знает о п. 10, позвольте не поверить.

Другое дело, что существует серьезный вопрос, который можно задать френдам военным историкам - тому же sirjones и wolfschanze: почему одна и та же историческая ошибка повторяется в столь большом числе фильмов о ВМВ? За ответы заранее спасибо.

А о "лирическом герое этого поста" добавим только цитату из другого Владимира Владимировича: "Можно еще поописать лик-то - да не люблю я этих международных конфликтов" (C). Пожалует с претензиями - ради Бога, я за бан "мстить" не собираюсь. Но заранее предупреждаю - нести, в том числе и автора этого журнала, это сколько угодно. Но вот если и к вышеназванным и к другим френдам будет применяться лексика из поста про Музей подводных сил в СПб, тогда, пардон, излюбленное средство ЖЖ-общения юного цивилизованного господина придется применить к его же собственной особе.)

PS. Френды, имеющие отношение к технике, да и не имеющие тоже: увидите Пумпянского - хватайте не задумываясь. И Смирнову тоже. А военно-морским и авиафрендам словарь М.С. Розенберга по холодильной и криогенной технике будет отнюдь не бесполезен. Там столько всего - в частности пересчеты в СИ различных единиц, которые Google вовсе не преподносит на блюдечке всем желающим пользователям с одного щелчка.)
Subscribe

  • Чуть-чуть дыбра:)

    Я никуда не делся, просто характер работы несколько поменялся - даже в выходные пришлось вылезти и крутить винты и гайки - это вместо леса и общения…

  • Пост 4-летней давности с добавлениями

    200 лет со дня рождения Шарль Бодлер (9 апреля 1821 - 31 августа 1867), если кто не узнал. И дальше... Стихотворение "К читателю",…

  • "Порфирио-", гео- и прочий дыбр:)

    1. Идем в гости к френдессе Наде и читаем очередную найденную ею блистательную новость. Ну что можно сказать?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Чуть-чуть дыбра:)

    Я никуда не делся, просто характер работы несколько поменялся - даже в выходные пришлось вылезти и крутить винты и гайки - это вместо леса и общения…

  • Пост 4-летней давности с добавлениями

    200 лет со дня рождения Шарль Бодлер (9 апреля 1821 - 31 августа 1867), если кто не узнал. И дальше... Стихотворение "К читателю",…

  • "Порфирио-", гео- и прочий дыбр:)

    1. Идем в гости к френдессе Наде и читаем очередную найденную ею блистательную новость. Ну что можно сказать?…